Виды и периодичность ТО на автомобиле КАМАЗ

30.01.2017

 

 

Периодичность видов технического обслуживания (ТО) в основной период эксплуатации зависит от условий использования автомобиля (см. таблицу). Периодическое техническое обслуживание (ТО) включает в себя контрольно-диагностические, крепёжные, регулировочные, смазочные, электро-технические и монтажно-демонтажные работы, связанные с проверкой и регулировкой отдельных узлов и агрегатов на специальных стендах и оборудовании.  Ежедневное обслуживание (ЕО), первое техобслуживание (ТО-1), второе техобслуживание (ТО-2) и Сезонное обслуживание (СТО).

Все виды ТО являются профилактическими мероприятиями. Проводятся принудительно в плановом порядке через определённый пробег независимо от технического состояния автомобиля.

 

Ежедневное обслуживание (ЕО) а/м КАМАЗ

Ежедневное тех-обслуживание выполняют после окончания работы автомобиля или перед выездом из гаража. Проводя Ежедневное обслуживание, следует осмотреть и проверить следующее:

В начале работы

  • Проверить наличие топлива и, при необходимости, дозаправить топливный бак.
  • Проверить уровень масла в картере двигателя (в конце работы - через 5 минут после останова двигателя).
  • Проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
  • Проверить надёжность зацепления и фиксацию фаркопа прицепа специальной защёлкой, замка  полуприцепа (тягово-сцепное устройство).
  • Проверить надёжность подсоединения воздушных (тормозная сист6ема прицепа) и масляных (подъём платформы прицепа) шлангов от тягача к прицепу (полуприцепу).
  • Проверить целостность колёс и рессор.
  • Осмотрите и проверьте надёжность крепления  и настройку зеркал заднего вида, исправность замков дверей.
  • Очистите приборы наружной сигнализации (фары, передние и задние фонари) и номерные знаки от грязи и пыли.
  • Убедитесь в наличии и чистоте знака автопоезда на прицепе (полуприцепе).
  • Проверить состояние запоров бортов платформы (кузова).

После запуска двигателя

  • Убедиться в исправности контрольных приборов: давления масла, температуры  охлаждающей жидкости, амперметра (зарядка аккумуляторных батарей).
  • Проверить работу световой сигнализации падения давления воздуха в рабочих контурах тормозной системы, освещение щитка приборов (неисправные лампочки заменить новыми).
  • Проверить работу стеклоочистителей и омывателя ветровых стёкол.
  • Проверить свободный ход рулевого колеса и работу гидроусилителя руля.

Перед выездом

  • Проверить исправность наружной световой сигнализации: указателей поворотов, стоп-сигналов, указателей габаритов, фонарей заднего хода, переключения ближнего-дальнего света, фонарей автопоезда, противотуманных фар.
  • Проверить работу механизма подъёма кузова на тягаче и прицепе.
  • Проверить работу рабочего и ручного тормозов.

В конце работы

  • Произвести уборку в кабине и вымыть автомобиль.

 

ТО-1 (первое техническое обслуживание) а/м КАМАЗ

 

Двигатель, включая системы охлаждения и смазки

  • Тщательно вымыть автомобиль.
  • Осмотреть двигатель и коробку переключения передач (КПП) на отсутствие подтекания масла и охлаждающей жидкости (при необходимости – устранить течь).
  • Проверить натяжение ремней водяного насоса, генератора и, при необходимости - отрегулировать.
  • Смазать водяной насос охлаждения ( муфту) – (достаточно три качка ручным масляным шприцем).
  • Проверить надёжность крепления передней и задней опоры двигателя.
  • Проверить надёжность крепления картера сцепления к двигателю и крепления КПП к делителю.
  • Слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива в количестве 100гр с целью удаления грязи и конденсатной воды.
  • Проверить надёжность крепления кронштейнов и хомутов глушителя.
  • Проверить тепловые зазоры клапанов в головках цилиндров (при необходимости – отрегулировать зазоры).
  • Проверить наличие смазки в кулисах переключения передач (при необходимости – смазать)
  • (На самосвалах) – Проверить герметичность и состояние трубопроводов и узлов механизма подъёма кузова (платформы), а также целостность страховочного троса в зоне контакта с оттяжной пружиной.
  • (На самосвалах) – Проверить уровень масла в баке механизма подъёма платформы (кузова), промыть масляный фильтр сливной магистрали названного механизма, смазать оси шарниров подъёмника и самой платформы (кузова).  

Рулевое управление

  • Проверить свободный ход рулевого колеса.
  • Проверить отсутствие люфтов в соединениях шаровых пальцев рулевых тяг и гидроусилителя (при необходимости – устранить люфты).
  • Проверить работу гидроусилителя руля (ГУРа), свободное поворачивание колёс влево-вправо без заеданий и рывков.
  • Смазать шарниры рулевых тяг и  подшипники шкворней до появления свежей смазки в зазорах.
  • Проверить уровень масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления, при необходимости - долить масло до нормы, передние колёса, при этом, установить прямо.

Тормозная система

  • Смазать втулки валов разжимных кулаков (достаточно 5 качков ручным смазочным шприцем).
  • Смазать регулировочные рычаги (трещотки) тормозных механизмов до появления свежей смазки в зазорах.
  • Отрегулировать зазоры между тормозными барабанами и накладками тормозных колодок. Регулировку проводить при холодных барабанах и выключенном стояночном тормозе. Давление воздуха в пневмосистеме должна быть не менее 5-6 атмосфер.
  • Проверить герметичность пневмосистемы тормозов.
  • Спустить конденсат из воздушных баллонов (ресиверов). Спуск конденсата производить при давлении воздуха в системе 5-7 атмосфер, отведя шток в сторону за кольцо. Не тяните шток вниз и не вдавливайте его вверх. Повышенное содержание масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.

Ходовая часть

  • Проверить надёжность крепления колёс, ослабленные гайки подтянуть, шпильки, вышедшие из строя, заменить новыми.
  • Проверить давление воздуха в шинах.
  • Проверить надёжность крепления фланцев карданных валов.
  • Убедиться в отсутствии свободного хода фланцев на шлицевых концах валов среднего и заднего мостов.
  • Убедиться в отсутствии люфта в подшипниках крестовин карданного вала, а также в отсутствии люфтов чашек подшипников крестовин в проушинах карданных валов.
  • Проверить состояние шарнирных соединений реактивных штанг (если шаровые пальцы закреплены резьбовыми пробками).
  • Проверить целостность и надёжность крепления стремянок передних и задних рессор.
  • Долить масло в балансиры задней подвески.
  • Проверить надёжность крепления к раме держателя запасного колеса.
  • (На седельных тягачах) – Проверить состояние и крепление пружин захватов, запорного кулака и защёлки седельного устройства, а также величину зазора в соединении шкворня полуприцепа и захватов. (неисправности устранить).
  • Проверить надёжность крепления седельного устройства на раме (при необходимости, подтянуть ослабленные болты и гайки).

Электрооборудование

  • Довести до нормы уровень электролита в аккумуляторных батареях.
  • Проверить надёжность крепления аккумуляторных клемм, а также крепления самих аккумуляторов.

ТО-2 (второе техническое обслуживание) а/м КАМАЗ

ТО-2 включает в себя весь перечень операций, рекомендованных при ТО-1, а именно: Вымыть автомобиль, визуальные осмотры, контрольно-диагностические, крепёжные, регулировочные, смазочные и электротехнические работы.

Визуально определяется состояние буксирных механизмов, рамы, кабины, крыльев, кронштейнов подножек, стеклоподъёмников, запоров бортов кузова, фиксация осей рычагов подъёмного механизма кузова самосвала, фиксация болтов крепления (стопорных колец) крышек подшипников карданных шарниров.

Двигатель, включая системы охлаждения и смазки

  • Проверить и, при необходимости, долить охлаждающую жидкость (тосол, антифриз).
  • Слить конденсат из топливного фильтра грубой очистки топлива.
  • Заменить фильтрующие элементы тонкой очистки топлива.
  • Слить отработанное масло отвернув сливную пробку масляного картера (поддона).
  • Сливную пробку ввернуть и залить промывочную жидкость, после чего, запустить двигатель и дать поработать в течение 15-20минут. Затем, промывочную жидкость слить.
  • Промыть внутренние полости масляных фильтров.
  • Заменить резиновые уплотнители.
  • Заменить масляные фильтрующие элементы.
  • Залить в картер свежее моторное масло.
  • На моделях с центробежным масляным фильтром (центрифуга) - очистить и промыть фильтр.
  • Проверить и отрегулировать тепловые зазоры клапанов.

Сцепление

  • Проверить свободный и полный ход педали сцепления – при необходимости, отрегулировать зазор между выжимным подшипником и упорным кольцом (пятаком).
  • Проверить герметичность привода выключения сцепления.
  • Проверить надёжность крепления пневмо-гидравлического усилителя привода сцепления (ПГУ).
  • Проверить целостность и действие оттяжных пружин муфты выключения сцепления.
  • Проверить действие оттяжных пружин педали сцепления и рычага вала вилки выключения сцепления.
  • Смазать выжимной подшипник и втулки вала вилки выключения сцепления.
  • Проверить уровень тормозной жидкости в главном цилиндре привода сцепления, при необходимости – долить.
  • Слить конденсат из пневмоусилителя, вывернув пробку (находится на крышке пневмоусилителя задней части ПГУ).

Рулевое управление

  • Снять и промыть в бензине фильтры, расположенные в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления. Очистить и промыть внутреннюю полость бачка. Собрать и заполнить бачок свежим маслом.
  • Проверить углы поворота и схождение передних управляемых колёс. При необходимости, отрегулировать схождение колёс и углы поворота.
  • Проверить зазоры в шарнирах карданного валика и рулевых тяг.

Ходовая часть

  • Проверить надёжность крепления амортизаторов передней подвески и их кронштейнов. Ослабленные гайки подтянуть.
  • Подтянуть гайки стремянок передних и задних рессор. Для сохранения продольного наклона шкворней, затягивайте гайки стремянок рессор передней подвески в следующем порядке: сначала затяните гайки передней (по ходу) стремянки, а затем – задней.
  • Проверить состояние тормозных колодок, тормозных барабанов, целостность стягивающих пружин тормозных колодок, надёжность фиксации осей тормозных колодок (при снятых ступицах). Изношенные накладки заменить новыми.
  • Промыть и осмотреть подшипники ступиц на наличие раковин на роликах. При необходимости, подшипники заменить.
  • Заменить манжеты ступиц (в случае снятия ступиц или подтекания смазки).
  • При вывешенных колёсах проверить состояние шкворневых соединений.
  • Отрегулировать подшипники ступиц передних колёс.
  • Проверить и отрегулировать осевой ход крюка тягово-сцепного устройства. (не должен превышать 0,5мм)
  • Смазать через две пресс-маслёнки (тавотницы) стебель крюка тягово-сцепного устройства.
  • Смазать седельное устройство через пресс-маслёнки, а опорную плиту тонким слоем солидола (Литола)

Коробка передач (КПП)

  • Смазать опоры передней и промежуточной тяг (кулис) дистанционного привода управления коробкой передач через технические пресс-маслёнки (тавотницы) до выдавливания свежей смазки.
  • Очистить от грязи сапун клапана управления делителем передач.
  • Проверить и довести до нормы уровень масла в картере коробки передач.

Карданная передача

  • Проверить наличие зазоров в шарнирах (крестовинах) карданных валов. Зазор не допускается.
  • Затянуть гайки болтов крепления фланцев карданных валов.
  • Смазать шарниры (крестовины) карданных валов через пресс-маслёнки (тавотницы) до выдавливания свежей смазки из под кромок каждого сальника торцового уплотнения. Если смазка не появилась из под кромки сальника хотя бы одного подшипника, карданный шарнир (крестовину) следует разобрать и промыть. Зачастую такой шарнир (крестовина) подлежит замене.

Ведущие мосты

  • Очистить от грязи сапуны мостов.
  • Проверить и, при необходимости, довести до нормы уровень масла в картерах среднего и заднего мостов.
  • Проверить надёжность крепления гаек пальцев реактивных штанг и гаек шпилек крепления кронштейнов верхних реактивных штанг.
  • Довести до нормы уровень масла в башмаках задней подвески (балансиры).

Тормозная система

 

  • Отрегулировать положение тормозной педали относительно пола кабины, обеспечив полный ход рычага тормозного крана. Полный ход тормозной педали должен составлять 100-130мм, 2030мм из них – свободный ход. При полном нажатии педаль не должна доходить до пола кабины на 10-30мм. Ход педали замеряется линейкой от верхнего конца педали. За окончание свободного хода следует принимать момент начала выдвижения штоков тормозных камер или момент загорания фонарей стоп-сигнала. Ход педали регулируется изменением длины тяги регулировочной вилкой. При полном ходе педали ход рычага тормозного крана должен составлять 31-39мм.
    • Проверить и закрепить кронштейны тормозных камер к суппортам.
    • Проверить и закрепить тормозные камеры к кронштейнам.
    • Проверить фиксацию пальцев штоков тормозных камер шплинтами.

Механизм подъёма кузова (платформы)

  • Проверить состояние и герметичность трубопроводов и узлов подъёмного механизма (устранить неисправности).
  • Довести до нормы уровень масла в баке подъёмного механизма (уровень масла определяют при опущенном кузове (платформе).
  • Промыть фильтрующие элементы масляного бака подъёмника.
  • Проверить кран управления и клапан ограничения подъёма платформы, их состояние и работу (кузова).
  • Проверить целостность и надёжность крепления страховочного троса.
  • Закрепить передние кронштейны и стяжные болты подрамника.
  • Закрепить амортизаторы платформы (кузова).
  • Закрепить коробку отбора мощности.
  • Закрепить масляный шестерёнчатый насос. (НШ)

Электрооборудование

  • Очистить от пыли и грязи наружные поверхности генератора.
  • Проверить натяжение ремней генератора, при необходимости -отрегулировать. Если при нажатии на ремень в середине его наибольшей свободной части прогиб составляет 15-22мм, такое натяжение считается нормальным. Повышенное натяжение ремней приведёт к увеличению нагрузки на подшипники генератора и преждевременному их износу. Это относится и к водяному насосу (помпе).
  • Проверить и закрепить клеммы подходящих к генератору проводов.
  • Проверить чистоту и плотность контактных соединений.
  • Проверить надёжность крепления проводов к стартеру (подтянуть гайки крепления проводов).

Аккумуляторные батареи

  • Очистить батареи от пыли и грязи.
  • Смажьте техническим вазелином выводы и наконечники проводов.
  • Проверить вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторных батарей -при необходимости, прочистить .
  • Смажьте клеммы и перемычки аккумуляторных батарей.
  • Проверить состояние, правильность и безопасность прокладки стартерных проводов (провода не должны касаться острых краёв и не должны быть пережаты).
  • Плотность электролита в аккумуляторных батареях доведите до нормы методом подзарядки. В конце заряда необходимо произвести корректировку плотности. 

Не следует измерять плотность электролита после нагрузки  батарей большими токами (включение стартера), а также сразу после долива дистиллированной воды, поскольку, в этих случаях будет получен заведомо ложный результат измерения.

Особенно важно - следить за тем, чтобы состояние батарей (уровень и плотность электролита в обоих аккумуляторных батареях) было одинаковым.

Необходимо помнить, что на зарядку снимаются одновременно обе батареи.

СТО - Сезонное обслуживание а/м КАМАЗ

Сезонное обслуживание проводится дважды в год: в один из весенних месяцев и в один из осенних месяцев. Разница между сезонными обслуживаниями должна составлять 6 месяцев.

Сезонное обслуживание предусматривает выполнение всех диагностических, профилактических, регулировочных, смазочных и ремонтных работ, выполняемых при ТО-1 и ТО-2. А также, выполнение обязательных операций, предусмотренных для сезонного обслуживания автомобиля.

При сезонном техническом обслуживании следует выполнить следующие обязательные операции:

Двигатель

  • Заменить масляные фильтрующие элементы
  • Промыть ротор центробежного фильтра
  • Заменить моторное масло с промывкой картера двигателя
  • Заменить охлаждающую жидкость (осенью)
  • Отрегулировать тепловые зазоры клапанов в головках цилиндров
  • Проверить и настроить работу форсунок
  • Заменить воздушный фильтр (весной)
  • Устранить все неплотности тракта от воздушного фильтра к двигателю
  • Заменить резиновые шланги, патрубки и прокладки с трещинами и порывами

Сцепление

  • Сменить жидкость в гидросистеме привода сцепления (осенью)

Коробка передач

  • Закрепить рычаги тяг дистанционного привода управления коробки передач (кулисы)
  • Закрепить фланец вторичного вала
  • Сменить масло в картере коробки передач (один раз в год осенью)
  • Смазать трос крана управления делителем

Карданная передача

  • Проверить наличие зазоров в шлицевых соединениях карданных валов. (Зазор не допускается).

Ведущие мосты

  • Проверить работу механизма блокировки межосевого дифференциала
  • Проверить крепления фланцев на шлицевых концах ведущих валов
  • Затянуть гайки крепления редукторов среднего и заднего мостов
  • Проверить состояние подшипников ступиц (при снятых ступицах колёс среднего и заднего мостов)
  • Сменить смазку в подшипниках ступиц задних колёс
  • Сменить масло в картерах мостов (осенью)
  • После пробега 100 тыс.км независимо от сроков ТО проведите обслуживание мостов в объёме ТО-2 и СТО.

Рама

  • Внешним осмотром проверить состояние рамы. Наличие трещин, следов коррозии на полках лонжеронов и поперечин, ослабление или отсутствие заклёпок – не допускаются.

При наличии трещин в лонжеронах и поперечинах – трещины заварить. Перед сваркой трещину нужно разделать, а концы трещин засверлить сверлом диаметром 5мм. После заварки трещины с внутренней стороны лонжерона или поперечины надо приварить усиливающую полосу толщиной 6-8 мм. – швы сварки должны располагаться в продольном направлении.

При погнутости лонжеронов или поперечин – выправить в холодном состоянии с помощью приспособлений и домкратов.

При ослаблении заклёпочных соединений или отсутствии заклёпок – заменить болтами с гайками и пружинными шайбами.

Задняя подвеска

  • Проверить состояние шарниров реактивных штанг, перемещая штанги вручную. При наличии зазоров – шарниры заменить
  • Затянуть гайки болтов крепления кронштейнов задней подвески (к лонжеронам рамы)
  • Смазать шарниры реактивных штанг через пресс-маслёнки (тавотницы) до появления свежей смазки в зазорах
  • Довести до нормы уровень масла в башмаках (балансирах) задней подвески

Передняя ось

  • Проверить состояние подшипников ступиц (при снятых ступицах колёс передней оси)
  • Сменить смазку в подшипниках ступиц передних колёс
  • Закрепить держатель запасного колеса

Кабина

  • Смазать оси передних опор кабины
  • Проверить состояние и действие механизма подъёма, ограничителя и запорного устройства кабины, при необходимости отрегулируйте угол закручивания торсионов
  • Проверить состояние лакокрасочных и прочих противокоррозионных покрытий. При необходимости подкрасьте, восстановите противокоррозионное покрытие на брызговиках (крыльях) и подколесной нише пола, состояние и крепление крыльев, подножек, брызговиков. Проверить работу механизмов подрессоривания сиденья водителя, а также перемещения сидений и регулирования угла наклона спинки. Проверить действие системы отопления и обдува ветровых стёкол.
  • При необходимости замените разрушенный участок уплотнителя двери.

Рулевое управление

  • (Осенью) Сменить масло в системе гидроусилителя рулевого управления

Тормозная система

  • Проверить состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков – устранить неисправности
  • Закрепить кронштейны ресиверов к раме

Механизм подъёма кузова (платформы)

  • Сменить масло в гидросистеме механизма подъёма платформы

Генератор

  • (Осенью) – Снять генератор с двигателя, проверить состояние щёточного узла, продуть сжатым воздухом выпрямительный блок
  • Проверить надёжность крепления шкива на валу генератора, при ослаблении, подтянуть.

Поделиться ссылкой:


Еще с сайта:
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Последние комментарии
Самое интересное
Самое читаемое